Игорь Васильев. Колонизация и колониализм
Основной признак колониализма – кризис традиционной культуры народа, который осуществляет колониальную экспансию. Однако не настолько далеко зашедшую, чтобы народ потерял дееспособность. Традиционная самоорганизация, традиционные социальные установки ещё действуют и организуют людей. Однако они не могут обеспечить нормальное проживание значительной части этноса на родине. И он начинает колонизировать другие территории.
Современная наука отказывается от чрезмерно чётких и однозначных характеристик явлений.
Поэму помимо выше приведённого существует более «классические» определения колониализма. Когда существует последовательная государственная поддержка колонизаторов и жестокое угнетение и уничтожение местных жителей. А также «выкачивание» ресурсов для амортизации распада традиционной культуры.
Уместнее было бы характеризовать колониализм как указанную выше форму кризиса традиционной культуры. Однако здесь понятие «колониализм» пересекается с понятием «колонизация». Однако колонизация само по себе понятие широкое и расплывчатое и не предполагает кризиса традиционной культуры тех, кто её осуществляет, ни участия государства, ни масштабных межетнических конфликтов.
Так что колониализм так или иначе предполагает кризис традиционной культуры колонизаторов, участие в нём государства и конфликт с местными жителями. При этом разные проявления колониализма по-разному включают в себя эти составляющие. И вопрос, считать колониализмом только то, что включает в себя все четыре сильно развитые компоненты или только одну, является весьма спорным.
Античная греческая колонизация основывалась на кризисе традиционной культуры полисов. Колонизация эллинистических монархий и римской империи включал в себя и поддержку государства, конфликты с местными жителями. А также выкачку ресурсов. (Выкачка зерна из Египта в Рим). Поэтому вероятно, что колониализм в какой-то степени существовал ив Римской империи, хотя не для всех территорий в одинаковой степени.
Классический колониализм характерен для европейских колониальных держав XVI – XX веков. (Кризис традиционной культуры метрополии, поддержка колонизации государством, террор против местного населения, выкачивании е ресурсов. При этом жители метрополии, уехавшие в колонии, ставятся в подчинённое положение к элите митрополии). Хотя кризис и трансформация местной традиционной культуры был характерен для Англии и Франции, Голландии, Германии – в меньшей степени, иберийских монархий в ещё меньшей.
А с Россией всё гораздо сложнее. Сама по себе русская колонизация – абсолютно традиционна. Она – продолжение славянского расселения раннего средневековья. Когда на сравнительно обширной территории должен был сохраняться status quo в численности населения и укладе жизни. Остальное население вселялось. Считать это кризисом традиционной культуры? Для раннего Средневековья быть может, а для Нового времени это уже была традицией.
Конечно, создание Русского централизованного государства породило кризис тогдашней традиционной культуры. И ответом его было возникновение вольного казачества, которое, однако не завоёвывало другие народы, пользовалось ограниченной поддержкой государства, гораздо в меньшей степени оно было связано с эксплуатацией территории. Оно скорей было ближе к традиционной раннесредневековой славянской колонизации, когда возникали, автономные, независимые от метрополии общности.
Колонизация восточных районов, в отличие от южных, сопровождалось получением значительных ресурсов. Однако русские колонисты далеко не всегда пользовались поддержкой властей, и она нередко была на стороне местных жителей, платившие ясак. Юридически они были лучше защищены, чем русские колонисты. И своих преимуществ русские добивались за счёт большей энергии, уровня социального развития и активности. А также хорошо сохранявшейся традиционной культуры, кризис которой был (в рамках переселявшихся общин) по большей части ещё впереди.
К тому же и русские жители окраин, особенно крестьяне, имели де факто и де юре более высокий статус по отношению к жителям центра страны.
Завоевание Северного Кавказа не имеет ничего общего с колониализмом. Поскольку было делом затратным и абсолютно неприбыльным. Оно скорее напоминает войны, которые древний Китай вёл на западе и севере от своих границ. Они определялись необходимость обеспечения безопасности рубежей и геополитическими интересами.
Относительное сходство с классическим колониализмом имело место столыпинское переселение крестьян в восточные районы. Тогда традиционная культура русского крестьянства уже находилась в кризисе, так же имело место государственная поддержка переселенцев в отношении с местными жителями.
Действительной колонизацией, вызванной жестоким кризисом традиционной культуры, стал переезд масс русских в южные и восточные районы СССР в советское время. Однако он сопровождался политикой «коренизации» и другими мерами поддержки нерусских народов.
Современный колониализм приобрёл специфические черты. Его осуществляют западные правительства и мигрируютщие восточные и южные этносы. У вторых сохраняется самоорганизация и энергия. Однако они уже не могут обеспечивать своё выживание и воспроизводство традиционными способами и в рамках традиционной культуры. И западные правительства обеспечивают проникновение этих народов на территорию подконтрольных государств. Зачастую преодолевая сопротивление местных жителей. Первоначально и отчасти и сейчас, в качестве дешевой рабсилы. Но теперь по большей части как электорат, послушно голосующий за сохранение у власти нынешний элиты (В последнее время – гораздо менее послушной. Система разваливается).
В то же время западные правительства борются с самостоятельными центрами силы на территории Третьего мира. Прежде всего, с теми, которые могут предложить действующие модели модернизации и самообеспечения и конкурентоспосбные в рамках мировой экономики.
Таким образом, неоколониализм – это распространение колониальных практик на свою территорию и собственный этнос во многом (неформально) при сохранении таковых в отношении «традиционных» объектов колониальной эксплуатации.
Современным государством, наиболее близкой к классической колониальной державе, является Китай. Жестокие бедствия периода гражданский войн и правления Мао Дзэдуна вместе с последующим ростом благосостояния и запретом иметь больше одного ребёнка привели традиционную культуру китайцев в жесточайший кризис. Именно к таким последствиям приводят жестокие бедствия, после которых наступает относительное благоденствие, во многом созданное усилиями государства.
Традиционное, даже усиленное современной техникой хозяйство китайской деревни не справляется с прокормлением огромного количества населения. Жестоко деформирована и ментальность китайцев. В их традиционной культуре культ материального благосостояния всегда занимал почётное место. Сейчас же он развивается как раковая опухоль, поглощающая остальную китайскую культуру. Мудрых и уравновешенных, единых с природой и мирозданием китайцев осталось, видимо, очень мало. По крайней мере, не они задают тон в китайском обществе. Отсюда жесточайшее разрушение природы, которое производят китайские хозяйственники, начиная от собственных провинций до самых далёких территорий. Всё ради сиюминутной прибыли.
Поэтому китайцам в огромном количестве нужны новые территории не только как рынки сбыта, но и как объект демографической колонизации, добычи сырья и, всё больше, выноса вредных производств.
При этом китайцы предпочитают колониализм максимально дешевый и без лишних движений, без особого идеологического сопровождения. На многих континентах, особенно в Африке, ими активно используется местная компрадорская элита.
Уровень «работы» с нею существенно превышает уровень классического капитализма и относится к современному неоколониализму.