Игорь Васильев. Что такое традиционная культура

сб, 02/28/2015 - 17:24 -- Администратор

Игорь Васильев. Что такое традиционная культура

Обычно под «традиционной культурой» понимают некоторые осязаемые вещи, которые можно увидеть, потрогать или услышать. Традиционная одежда, жилища, вещи, ремёсла, песни и музыка. Всё это нередко пытаются реконструировать, восстанавливать, использовать, коллекционировать. Эффективно использовать в различных бизнес – проектах.

Часто всё это вызывает немалый интерес и массу эмоций. Действует всемирная «этноиндустрия», объединяющая торговые центры, музеи, музыкальные и танцевальные коллективы, а также многое другое.

Но практически всё это – так называемые вторичные формы традиционной культуры. Хотя их восстановление и «ввод в оборот» требует огромного труда и таланта. Нередко они сами по себе необычайно совершенны и достойны глубочайшего уважения, приносят значительную пользу.

Однако они чаще всего вырваны из контекста традиционной культуры, играют совершенно иную функциональную роль. Огромное разнообразие значений объектов традиционной культуры сводятся к едва ли не двум – удивлять и развлекать. Образовательная и идеологическая функции вторичных форм традиционной культуры во многом утратили свою значимость.

В функционирующей традиционной культуре всё имеет реальную социальную значимость. Вторичные формы традиционной культуры чаще всего образуют различные виртуальные и игровые конструкты, радикально оторванные от своей традиционной функции. Старинное оружие в музеях или на реконструкторских фестивалях не предназначено для обороны, устраиваются сценические реконструкции традиционной свадьбы весьма далёкие от репродуктивной функции.

Современная «любовь к старине» вполне укладывается в нынешний постмодернистский уклад жизни, которая в значительной степени основывается на всевозможных виртуальных реальностях самого разного уровня и объёма.

В этой связи заслуживает отдельного рассмотрения сложная современная религиозность, когда для одних религия – игровая реальность, близкая к сетевой игре или реконструкции, а для других – остаётся религией в традиционном смысле слова.

Поэтому ношение традиционной одежды, знание песен и танцев, некоторых традиционных занятий, участие в религиозных обрядах не делает человека носителем традиционной культуры. Всем этим может вполне заниматься обычный современный постмодернист.

Для носителя же традиционной культуры характерен традиционный образ жизни, включающий в себя традиционные виды профессиональной занятости, проведения досуга, традиционную специфику человеческих отношений (отношения в семье, со старшими и младшими, местными и чужаками и т.д.), поведенческие стереотипы. Также большое значение имеет картина мира, включающая в себя представления о своих и чужих, религиозные представления, представления об устройстве и структуре мира и пр.

При сохранении всего этого традиционная культура будет сохраняться и при серьёзных изменениях в конкретике. Например, североамериканские индейцы не отнюдь не утратили своей самобытности, начав пользоваться лошадьми и ружьями.

Однако традиционные занятия и образ жизни в истории народов нередко менялись. Взять хотя венгров или евреев. Картина мира так же нередко менялась. Например, с развитием системы образования.

И, тем не менее, традиционная культура сохраняется в значительной степени даже после изменения традиционных занятий и картины мира. Она существует, пока сохраняется традиционная специфика отношений между людьми или хотя бы часть поведенческих стереотипов. Пока сохраняются традиционные объединения представителей данного этноса (родственные, соседские, мужские коллективы и пр.). Эта система со временем наполняется разным содержанием: новыми песнями, танцами, обрядами, вещами. Но традиционная культура этноса продолжает жить.

А при разрушенных отношениях между людьми знание и реализация конкретики часто превращается в мёртвую показуху.

Вот люди собираются и поют старинные песни. А общаются ли они друг с другом «по жизни»? Помогут ли, если кто-то попадёт в больницу или другую сложную ситуацию? Ведь в древности без взаимопомощи не мог обойтись ни один коллектив.

Таким образом, традиционная культура не столько вещи, слова и обряды, сколько отношение между людьми и их поведение в быту.