Игорь Васильев. Бхагават-Гита и целеполагание в русской историософии

ср, 06/22/2016 - 22:14 -- Администратор

Игорь Васильев. Бхагават-Гита и целеполагание в русской историософии

Для комментирования мы выбрали наиболее важный историософский фрагмент: диалог Кришны и Арджуны на тему стоит или не стоит вступать в битву. Мы воспользуемся переводом с санскрита В.С. Семенцова (1985 г.).

Затронутые в отрывке историософские проблемы актуальны для самых разных стран мира. Но для России – особенно! Великий русский поэт Николай Клюев не даром называл Россию «Белой Индией». И в этом ёмком определении есть глубокая правота. Особенно если касаться не абстрактных философских категорий, но отдельных особенностей социального устройства и ментальности русских. Которые исторически характеризовались разнообразием, изменчивостью и непостоянством. Разнообразие и изменчивость, индивидуальные и групповые различия действительно роднят Россию с Индией. Недавно незыблемое и могучее вдруг рассыпалось в пыль и возникало совершенно новое. Внешне совершенно иное, но которое оставалось родственным прежнему глубинной скрытой сущностью…

...26.  И тотчас сын Притхи увидел
пред собою отцов и дедов,
также дядей, наставников, братьев,
сыновей, и друзей, и внуков,

27. и товарищей давних, и свекров,
разведенных по ратям враждебным.
Всех их рядом — весь род свой увидев,
сам себя истребить готовый,

28. потрясенный скорбью великой,
сокрушенный, сказал Арджуна:
«Когда вижу я родичей этих,
что сошлись сюда, Кришна, для битвы,

29. мои члены никнут бессильно,
рот от ужаса пересыхает,
сотрясается дрожью тело,
волоски подымаются дыбом.

30. Моя кожа горит; лук Гандиву
эти руки вот-вот уронят;
подкоситься готовы ноги,
как потерянный, ум блуждает.

31. Не провижу благого исхода,
коль убью своих родичей в битве,
отовсюду знамения злые
на меня наступают, Кешава.

32. Я не жажду победы, Кришна!
Ни богатств мне не надо, ни царства.
Что за радость нам в царстве, Говинда,
что за польза в усладах, в жизни?

33. Ведь все те, для кого нам желанны
удовольствия, царство, услады,
здесь сошлись в этих ратях враждебных,
презирая и жизнь и богатства.

34. Здесь отцы и наставники наши,
сыновья здесь стоят и деды,
дядья, внуки, шурины, свекры,
друг на друга восставшие в гневе.

35. Пусть меня убивают; но я их
не убью, о Убийца Мадху!
Над тремя мирами я власти
не желаю. К чему тогда царство?

36. Не прибудет нам радости, Кришна,
от убийства сынов Дхритараштры;
лишь грехи мы свои умножим,
поразив этих воинов гневных.

37. Потому — убивать нам не должно
ни сынов Дхритараштры, ни прочих.
Как мы сможем потом наслаждаться,
осквернив себя родичей кровью?

38. Ослепленные жадностью, эти
уж не видят, не различают
в истреблении рода — скверны
и в предательстве — преступленья.

39. Но ведь мы все то зло провидим,
что грядет от погибели рода:
разве можем мы не отвратиться
от подобного злодеянья?

40. С истреблением рода гибнут
неизменные рода законы;
если ж гибнет закон, то род весь
погружается в беззаконье.

41. С воцарением беззаконья
развращаются женщины рода;
когда женщины рода растлились,
наступает всех варн смешенье.

42. Варн смешенье приводит к аду
весь тот род и губителей рода,
ибо падают в ад их предки
без воды и без жертвенных клецек.

43. Так злодеи, рода убийцы
и виновники варн смешенья
растлевают и каст законы,
и законы вечные рода.

44. О Джанардана! Все те люди,
чьи законы рода растлились,
обретают в аду жилище —
так нас учит святое шрути.

45. Что за грех великий, о, горе,
совершить приготовились все мы!
Ведь родных мы убить готовы,
вожделея услад и царства.

46. Пусть меня, безоружного, ныне
убивают сыны Дхритараштры:
я не стану им сопротивляться —
смерть такая мне будет не в тягость».

47. Так сказав, среди битвы Арджуна
на сиденье упал колесницы,
лук отбросив и стрелы, с душою,
пораженной тяжким страданьем.

Благой Господь сказал:
49. Что за слабость ничтожная в битве
овладела тобой, сын Притхи?
Она в рай не ведет — к позору! —
тебе, арию, не подобает.

50. Малодушию не поддавайся,
не твое это дело: ты воин!
Жалость жалкую сердцем оставив,
встань на битву, Врагов Губитель!

Арджуна сказал:
51. Разве смог бы я Бхишму и Дрону,
столь достойных и чтимых старцев,
вот из этого лука стрелою
убивать, о Убийца Мадху?

52. Лучше здесь, в этом мире, просить подаянье,
досточестных наставников не убивая;
их, к добыче стремящихся, если убью я —
этой кровью навек свою пищу измажу.

53. Поразим ли мы их, иль они поразят нас —
Тяжесть равная наши сердца сокрушает!
Вот сыны Дхритараштры стоят перед нами:
их убив, мы убьем в себе жизни желанье.

54. Состраданьем душа моя поражена,
страждет ум в ослепленье, не ведая дхармы.
Где решенье? Где благо? — меня научи же!
Ученик я твой, Кришна! К тебе припадаю.

55. Ибо, пусть я достигну цветущего царства
на земле иль владычества над божествами
все равно — не смогу никогда заглушить
эту боль, что мне чувства сейчас иссушает.

Глава 2

Благой Господь сказал:
3. Говоришь о вещах ты мудрых,
только жалость твоя напрасна;
ни умерших, ни здесь живущих
мудрецы никогда не жалеют.

4. Разве был Я когда-то не-бывшим?
или ты? или эти владыки?
Так и в будущем все мы, Партха,
бытия своего не лишимся.

5. Словно детство, юность и старость
к воплощенному здесь приходят,
так приходит и новое тело:
мудреца этим не озадачить.

6. Лишь от внешних предметов бывают
зной и холод, страданье и радость;
но невечны они, преходящи:
равнодушен к ним будь, Арджуна.

7. Только тот ведь, кто к ним безучастен,
кто в страданье и в радости ровен,
тот бессмертья достичь способен,
тот мудрец, о мой славный витязь.

8. То, что есть, никогда не исчезнет;
что не есть — никогда не возникнет;
этих двух состояний основу
ясно видят зрящие сущность.

9. То, чем весь этот мир пронизан,
разрушенью, знай, неподвластно;
это непреходящее, Партха,
уничтожить никто не может.

10. Лишь тела эти, знай, преходящи
Воплощенного; Он же — вечен.
Не погибнет Он, неизмеримый:
потому — сражайся без страха!

11. Один мыслит Его убитым,
другой думает: «Это убийца»;
в заблужденье и тот, и этот:
не убит Он и не убивает.

12. Никогда не рождаясь, Он не умирает,
Он не тот, кто, родившись, больше не будет:
нерождаемый, вечный, древний, бессмертный,
Он при гибели тела не гибнет.

13. Тот, кто знает Его неизменным,
нерождаемым, неразрушимым, —
разве, Партха, Он убивает?
разве Он побуждает к убийству?

14. Как одежду изношенную бросая,
человек надевает другую,
так, сносив это тленное тело,
Воплощенный в иное вступает.

15. Знай, мечи Его не рассекают,
и огонь не сжигает, Партха;
не увлажняет Его вода,
Его ветер не иссушает.

16. Нерассекаемый, несожигаемый,
неувлажняемый, неиссушаемый,
неколеблем, знай, этот Вечный —
вездесущий, стойкий, нетленный.

17. Его знают невообразимым,
неколеблемым и неизменным;
потому — ты, таким Его распознав,
сокрушаться уж больше не должен.

18. Но и если Его полагаешь
вечно гибнущим, вечно рожденным —
все равно, о могучерукий,
ты не должен о Нем сокрушаться.

19. Неизбежно умрет рожденный,
неизбежно родится умерший;
если ж все это неотвратимо —
то к чему здесь твои сожаленья?

20. Не проявлено тварей начало,
не проявлено их окончанье,
они явлены лишь посредине:
так о чем же тогда сокрушаться?

21. Чудом кто-то Его увидит,
чудом кто-то другой о Нем скажет,
кто-то третий — чудом услышит;
но Его ни один не знает.

22. Когда гибнут тела, Воплощенный
ни в одном из них не умирает;
это значит: о Нем во всех существах
сожалеть ты, Арджуна, не должен.

23. Также, дхарму свою соблюдая,
ты в бою колебаться не смеешь:
помышляя о долге, сражаться —
это благо для кшатрия, Партха!

24. Когда в битву такую вступает,
исполняется радости кшатрий,
словно дверь приоткрытую рая
пред собою увидел внезапно.

25. Если ж ты эту славную битву
вопреки своей дхарме покинешь —
то, свой варновый долг и славу
погубив, лишь грехом осквернишься.

Кто прав, Кришна или Арджуна? Несомненно, что правы оба…

Всё созданное неизбежно исчезает. Всё хорошее / прогрессивное неизбежно оборачивается своей противоположностью. Во всём «хорошем» есть зерно «дурного». Победы всегда оборачиваются пораженьями, поражения - победами. Сегодня спасительная для некоей группы людей мера, доктрина, набор принципов завтра может поставить её на грань уничтожения. «Хорошее» в одном месте и с одними людьми вредоносно в другом и с другими. Успешные вчера государства и народы неизбежно столкнутся с тяжелейшими историческими провалами. Потомки исторических аутсайдеров неизбежно достигнут успеха. Один и тот же исторический деятель герой в одном, и преступник в другом.

Любое серьёзное историческое деяние (как политическое, так культурное, хозяйственное и пр.) всегда имеет и «тёмную» и «светлую» сторону. Просто иногда сначала на первый план выходит светлая сторона. И тогда мы называем историческое деяние успешным. А того, кто его осуществил – великим человеком. Но, как уже писалось, победы неизбежно приводят к поражениям. Последствия любых исторических деяний постоянно чередуются, поворачиваются к потомкам то одной, то другой стороной, меняется и сам набор негативных и позитивных последствий.

Как сейчас доказано даже освоение земледелья и скотоводства принёс ли людям свои беды. Например, множество новых заболеваний, небывалое до того времени давление на человеческую индивидуальность со стороны коллектива (власти), гораздо большую формальность и принудительность в отношениях между людьми.

Развитие производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) привели к превращению войны в одно из основных бедствий человечества. Хотя бы немного уменьшив давление природных бедствий, люди заменили их рукотворными. И одновременно многие люди, участвовавшие в войнах или даже проведшие на них большую часть жизни, вспоминают о войне с искренней ностальгией…

Если исторический деятель или их группа приносит много пользы стране, то её жизнь может резко улучшиться. В такой ситуации общество практически неизбежно становится терпимее к подлецам, мерзавцам и лентяям. Вместо того, чтобы работать, люди начинают бездельничать и делить накопленное, обманывая и убивая друг друга.

Подлецы у власти могут принести массу вреда стране, сделать жизнь её жителей хуже на много лет, а то и столетий вперёд. Однако лишь преодоление этих последствий или других трудностей заставляет людей помогать друг другу, быть нравственными, сострадательными, смелыми и решительными. Думать о других, а не о себе.

Вспоминается философских рассказ одного из классиков научной фантастики, где описывается отселение эгоистов и альтруистов на разные планеты. Соответственно Альтрус и Эгос. В течение двух поколений на Альтрусе остались одни эгоисты, а Эгосе – альтруисты…

Я не буду углубляться в метафизические вопросы, но в человеческой истории царит диалектика.

Добро в перспективе всегда порождает зло, а зло – добро.

В истории происходит неизбежная гибель империй, народов, стран, социальных и территориальных групп. В некоторых случаях, на сравнительно ранних этапах истории, от вличного выбора членов общности ещё может зависеть их гибель или дальнейшее существование.  Но если сроки гибели этих человеческих общностей приближаются, то тоже люди могут выбирать.

Однако уже не жизнь или смерть, а форму и сроки гибели, и кому завещать своё историческое наследие.

Однако людям свойственно не думать об отдалённых последствиях. Тем более, что думать о них действительно бесполезно. Свои поступки они соотносят непосредственно с Вечностью и воспринимают их как самостоятельную непреходящую ценность.

Наиболее решительные из людей делают тот или иной выбор и следуют ему до конца. И ценность такого выбора – в нём самом. Для одних он значим сам по себе, вне последствий и результатов. Для других – нет.